Мозаика

    История возникновения мозаики восходит к древнейшим цивилизациям нашего мира. Она была популярна у египтян и шумеров; ею украшали свои дворцы и храмы аккадяне и вавилоняне.

    Слово «мозаика» в переводе означает «посвящение музам» и возможно, поэтому данный вид прикладного искусства настолько наполнен чувственностью и красотой. И в наше время это искусство не забыто и продолжает развиваться с применением как старинных техник, так и современного оборудования и материалов.

    Древний Восток

    Самыми древними образцами мозаики в мире являются находки, сделанные при раскопках в Шумере и датируемые четвертым тысячелетием до нашей эры. Она была изготовлена из глиняных элементов геометрических форм, укладываемых на глиняный раствор в определенной последовательности для получения того или иного рисунка. Готовый рисунок покрывался красной, черной и белой краской.

    Античность

    Древнейшие античные мозаики датируются пятым веком до нашей эры и представляют собой рисунки людей и животных, оформленные растительным орнаментом. Раскрашивались они чаще всего черными и белыми красками.

    Мозаичное искусство было востребовано в Древнем Риме. Там оно применялось для украшения рисунками из смальты, а иногда – гальки и камней стен и полов во дворцах и домах знатных римлян.

    Византия

    Византийская техника впитала в себя наследие лучших мастеров Аккада, Ассирии, Мидии и эллинистического Востока. Она была намного изящнее и утонченнее и при этом выглядела более роскошно за счет использования золотого фона.

    Ислам

    Исламский Восток дал миру прекраснейшие образцы цветных мозаик из специальным образом обожженной и окрашенной глины. У каждого направления, каждой школы был свой секрет высушивания и окраски деталей, благодаря чему древним мастерам удавалось добиться потрясающе глубоких, чистый и устойчивых цветов, переживших столетия.

    Одним из лучших примеров восточной мозаики по праву может считаться дворец Тимура и мечети в Самарканде.  По легенде, для их строительства были использованы мотивы, заимствованные легендарным завоевателем у покоренных им народов. И до сих пор роскошные своды дворца в Самарканде поражают посетителей восхитительной, светлой мозаикой и обилием света, которого от нее, кажется, становится еще больше.

    Не менее роскошным, хотя и совершенно не похожим на самаркандские мотивы, был пример мозаики Мекнеса времен Мулая Исмаила (17 век). Мечтавший превратить столицу своего государства во «второй Лувр», правитель многие годы вкладывал большие средства в ее строительство и обустройство. За время его владычества в Мекнесе поднялись величественные дворцы и мечети, изукрашенные традиционной исламской мозаикой голубых, зеленых, красных и оранжевых цветов. К сожалению, большая часть из них была утрачена вследствие землетрясения, после которого наследник Короля Войн перенес столицу в Фес.

    Дворец шекинских ханов в Азербайджане являет другое направление в мозаичном искусстве. Он был возведен в конце 18 века и представляет собой одно из самых потрясающих произведений восточной архитектуры и мозаичного мастерства. На фасаде дворца можно видеть роскошные стеклянные мозаики шебеке, дополненных искусными росписями стен. Расцвет живописи в ханстве был непосредственно связан с развитием строительства, поэтому его самые яркие примеры можно увидеть именно в оформлении архитектурных сооружений. Настенная живопись и мозаика, украшавшая дворцы и дома богатых людей, представляла взору наблюдателей сцены из жизни ханов и легендарных героев, сцены повседневной жизни и иллюстрации к литературным произведениям, в том числе к знаменитой «Пятерице» Низами. Частым мотивом был традиционный растительный и геометрический орнамент. 

    Рококо

    Разнообразие материалов и техник отличает стиль Рококо. В нем находили применение раковины морских моллюсков и бисер. Первый способ использовался для украшения интерьеров. Второй применяли и для отделки плоских поверхностей, и для украшения объемных деталей. Примеров таких работ, к сожалению, сохранилось немного.

    Французская мозаика

    Мозаика Эмо де Бриар на сегодняшний день является одним из редких примеров мозаики, производимой целиком во Франции. Это уникальная технология украшения интерьеров и отдельных предметов фарфоровыми бусинами берет свое начало в середине 19 века, когда был открыт первый завод во Франции.

    Мозаика в России

    На протяжении очень долгого времени мозаичное мастерство не приживалось на российской почве. Изначально, с появлением мозаики на Руси, это было связано с дороговизной материалов, которые нужно было закупать в Византии, что на корню погубило первые начинания русских мастеров.

    Вторую попытку привить мозаичное искусство в России предпринял известный ученый и поэт Михаил Ломоносов. Его мозаичное полотно, изображавшее баталию Полтавской битвы, было высоко оценено императрицей Екатериной, однако после смерти ученого его дело так и не было никем продолжено.

    Толчком к развитию мозаичного дела в России стала религия. Так как фрески Исаакиевского собора не выдерживали высокой влажности северной столицы, было решено перевести живописные иконы этого святилища в мозаику. Для этого несколько российских художников были направлены для обучения в Ватикан, а в Санкт-Петербург прибыли итальянские специалисты по производству смальты. В 1851 году были закончены все подготовительные работы, а первые русские мастера мозаичного дела вернулись с обучения. Тогда же при Императорской Академии художеств была открыта Мозаичная мастерская.

    Русские мастера использовали прямой способ набора, наиболее живописный и реалистичный, но в то же время самый трудозатратный и дорогой. Чтобы решить этот вопрос через 37 лет после открытия мастерской ее художники были командированы в Венецию для обучения у Антонио Сальвиати более экономичному способу мозаичного набора, впоследствии названного «обратным» или «венецианским». Один из участников этой командировки А. А. Фролов по возвращении открывает свою мастерскую мозаики, ставшую впоследствии самой успешной мастерской России и положившей начало советскому мозаичному искусству.

    Советская мозаичная школа

    На сегодняшний день на территории бывшего СССР осталось не так много сохранившихся в целости примеров мозаичного искусства советских мастеров, тогда как мозаика в Советском Союзе представляла собой поистине потрясающие величественные полотна, которыми покрывали фасады учреждений культуры и образования: Дворцы Культуры, Дворцы Пионеров, кинотеатры и театры. Также ее использовали для украшения фасадов заводских зданий, для создания уникальных стел в память о героическом подвиге советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками.

    Отличительной чертой советской мозаики является ее монументальность и зрелищность. Изображения включали фигуры людей, занятых созидательной деятельностью, детей, пейзажи и даже карты Советского Союза и лозунги эпохи, посвященные прославлению труда, мира и братства.

    К сожалению, на сегодняшний день осталось очень мало практикующих последователей советской школы, пришедшей в упадок после развала СССР.

    Способы укладки

    Существует два способа укладки мозаичных рисунков:

    • Прямой, при котором детали вдавливаются в грунт;
    • Обратный, при котором рисунок формируется на какой-либо основе (картон, материя), а потом переводится на предварительно подготовленную поверхность.

    Техника обоих схожа с укладкой плитки, а материалы для нее можно найти в любом магазине строительных материалов.

    Важной частью работы является проверка всех деталей на брак. При этом сначала исследуется и тестируется основание: проверяется наличие трещин и других дефектов. Оно должно обладать достаточной прочностью и также быть сухим и ровным, не содержать выбоин и не предусмотренных проектом элементов (например, арматуры). Для достижения высокой степени сцепления с основания тщательно удаляются все инородные предметы, грязь и другие элементы, способствующие затруднению работ. Поверхность необходимо тщательно прогрунтовать.

    Укладка мозаики на бумаге

    Данный метод используется при обратном способе, когда рисунок первоначально собирается на листах бумаги, соответствующих по размерам плиток. При этом элементы крепятся наличной стороной на клей, предварительно нанесенный на поверхность бумаги, а после монтируются на плитки с соблюдением необходимых расстояний между ними. Для закрепления на основе по листам производятся мягкие удары специальными площадками с резиновой основой. Бумага снимается через 24 часа после перевода рисунка. Это можно сделать, смочив ее водой. После этого происходит затирка швов. Для нее может использоваться резиновая терка. На последним этапом производится полировка поверхности.

    Укладка мозаики на сетке

    Более простой и экономичный способ монтажа мозаики производится с использованием сетки. На нее элементы наклеиваются лицевой стороной вверх, а весь рисунок собирается на сетке и монтируется на стену без необходимости дополнительной очистки мозаики от предварительной основы, что экономит время работников. После того, как клей высохнет, производится затирка швов.

    Материалы

    Несмотря на разнообразие исходных материалов, наиболее традиционным, привычным и, что называется, классическим материалом для мозаики остается смальта. При этом она применяется не только для отделки интерьеров, но и как самостоятельный материал для создания самых разнообразных художественных композиций: панно, орнаментов и так далее. Стекло и керамика привлекают своей прочностью и возможностью воплощения с их помощью самых разнообразных, при этом ярких и живых картин. Для украшения пола наиболее популярен и практичен камень. Керамогранит, относительно недавно пополнивший собой набор материалов для мозаики, выигрывает за счет прочности и долговечности. Он хорош и для отделки полов, и для внешней отделки дома, а также для создания мозаичных дорожек, обустройства парков и скверов, создания экстерьера домов и различных заведений досуга и отдыха. Керамогранит обладает прекрасными эстетическими данными, он прочен и долговечен, а кроме того отлично переносит и неблагоприятные условия внешней среды, и механические воздействия. Применение металла в мозаичных композициях относительно невелико, однако с его помощью можно подчеркнуть художественные особенности рисунка. Отдельно стоит сказать о новом виде материала – мозаике полиэфирной. Она отличается от натуральных материалов более широким и разнообразным спектром расцветок, что позволяет создавать с ее помощью самые необычные и смелые рисунки, а также обладает высокой устойчивостью к неблагоприятным физико-химическим и механическим воздействиям. Также на сегодняшний день переживает возрождение искусство мозаики из бисера.

    В нашем интернет-магазине вы можете увидеть образцы различных техник мозаики.